Приказ Министерства здравоохранения РФ №422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» от 7 июля 2015 года вступил в силу через три месяца после опубликования, то есть, в октябре того же года. Но за все время его действия не все заинтересованные лица успели разобраться в тонкостях и деталях этого документа.
Эксперт портала «Эстетический Гид», аналитик индустрии красоты, эксперт по законодательству, регулирующему процессы в эстетической медицине,
Елена Васильевна Москвичева дала развернутый комментарий по этому вопросу, объяснив, как следует трактовать новый приказ.
Что это?
Это – первый в истории российской медицины
приказ об утвержденных критериях качества медицинской помощи. Раньше все оценивалось примерно так: если вы оказали услугу, и необходимо было выяснить, качественно она была оказана или нет, приходилось поднимать клинические рекомендации по ней, разработанные каким-нибудь НИИ. В документах было прописано следующее: «Если вы диагностировали у пациента воспаление легких, лечить его необходимо так-то и так-то, а также назначить такие-то исследования и прописать такие-то антибиотики и физиотерапию». Если пациент, не дай бог, умирал от воспаления легких, необходимо был открыть его карту и выяснить, что ему было назначено и как это исполнялось. Если чего-то из обязательного не было назначено, врача наказывали за ненадлежащее качество медицинской помощи. Но сейчас медицина развивается очень быстро и неравномерно, то есть, появляются новые продукты и услуги, по которым нет никаких клинических рекомендаций.
По косметологии нормы еще не прописаны, как и по некоторым другим «молодым» отраслям – чиновники не успевают. Многих аппаратов у них нет вообще. Допустим, если в клинику приходит новый аппарат МРТ стоимостью в несколько миллионов долларов, оргметодотдел НИИ купить его не сможет, а, следовательно, и изучить и расписать рекомендации. И правительство пошло простым путем – обозначило критерии качества.
Как читать?
Приказ делится на два раздела: критерии качества медицинской помощи для амбулаторных больных и для стационарных. Косметологии, конечно, интереснее амбулаторные пациенты, а клиникам, в которых есть отделение пластической хирургии, необходимо изучить оба раздела.
И в первом, и во втором
главным критерием качества является заполнение медицинской документации и наличие информированного согласия. То есть, предполагается, что качественно оказанная услуга – это та, на которую правильно заполнена медицинская карта и на которую клиент подписал согласие. И теперь, если у нас возникает вопрос, хорошо ли врач оказал ту или иную услугу, а клинических рекомендаций, методики исследования и экспертных советов по ней нет, врача можно официально обвинить только в неверно заполненной документации – формально. И это может сделать не только проверяющий орган, но и сам клиент. Потребительский экстремизм сегодня набирает обороты: зная детали этого приказа, ваш пациент легко может довести дело до суда.
В чем подвох?
В каждом медицинском учреждении должен вестись журнал учета клинико-экспертной работы. В нем, во-первых, есть запись о том, что мы выдаем больничные листы, но в косметологии это редкость, потому что не у всех есть лицензия на выдачу справок о временной нетрудоспособности. Во-вторых, там прописывается выдача льготных рецептов – нас это тоже не касается.
Поэтому в журнале мы оцениваем только следующие пять показателей:
1. Диагностические мероприятия. Например, врач смотрит на меня и заявляет, что у меня угревая болезнь. Но для того, чтобы зафиксировать этот диагноз в моей карте, врач должен записать, что его подтвердили осмотр и определенные анализы – то есть, объяснить, чем врач мотивирует свое мнение. По крайней мере, должна быть сделана следующая запись: «Осмотр показал следующий характер высыпаний, расширенные поры и так далее». Но если угревую болезнь видно невооруженным взглядом, то, скажем, старческая атрофия кожи, заметна не сразу, а ведь состояние кожи у всех разное, даже в пожилом возрасте. И дефект в том, что врач запишет, что кожа у меня сухая или жирная, но при этом не подтвердит свое решение никакими анализами. На основании чего вы так решили? И нарушением правила будет не отсутствие самого диагноза, а отсутствие именно диагностических мероприятий.
2. Полнота диагноза. Врач должен понимать, что диагноз сводится не только к тому, на что пожаловался пациент, но также и к осложнениям и сопутствующим заболеваниям. Например, поставив диагноз «акне», врач может определить, что у пациента есть еще демодекоз и дополнительные воспалительные элементы, а также паразитарное заболевание в кишечнике. То есть, это уже не просто акне, а акне, осложненное тремя дополнительными заболеваниями.
3. Лечебные мероприятия. Врач честно осмотрел пациента, провел все диагностические мероприятия, поставил полный и корректный диагноз, а пациент говорит ему: «Я не за этим к вам пришел! Я хочу удалить волосы на ногах». Эстетическая медицина – это бизнес, поэтому если пациент хочет пройти процедуру эпиляции, мы проводим ее. А потом в медицинской карте, после всех подробностей про акне, пишем: «Лазерная эпиляция волос». Мы пишем это, потому что оказываем клиенту эту услугу, но на бумаге это выглядит, мягко говоря, неадекватно. Поэтому в жалобах мы должны написать, например, про гипертрихоз, тип волоса и так далее, а в лечении указать: «Лазерная эпиляция, процедура z41.8 с нелечебной целью». Врач обязан сразу определить, зачем пришел клиент, и задавать ему правильные вопросы. А добросовестный врач, проведший все необходимые мероприятия, а потом пошедший на поводу у пациента, допускает серьезную врачебную ошибку.
4. Этапность лечебных мероприятий. Проще говоря, их логичность и совместимость. Например, мы решили бороться с морщинами на лбу пациента, и у нас есть два пути: БТА и миостимуляция. Если мы сначала провели процедуру миостимуляции, увидели, что это не помогает, и ввели препарат с ботулотоксином – это правильно. А если мы сначала вкололи препарат и расслабили мышцу, а потом начинаем искусственно ее стимулировать – это нарушение, так как процесс бессмыслен. Мышца двигается, выгоняет ботулотоксин и «оживает» через два месяца вместо положенных шести.
5. Непосредственно заполнение медицинской документации.
Именно эти пять дефектов программы качества оказания медицинской помощи могут подвести даже самого опытного врача. И если весь перечень оценят только эксперты, которые разбираются в медицинских услугах, правильность заполнения карты и наличие информированного согласия могут оценить все проверяющие организации.
Дата публикации: 24 мая `16
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.