Елена Москвичева
С 2012 года организации, оказывающие платные медицинские услуги заказчику, обязаны заключать с ним договор. Требования к содержанию договора прописаны в Постановлении Правительства от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг". Однако все до мелочи прописать невозможно и потому дальнейшим ориентиром в составлении и подписании договоров на оказание платных медицинских услуг нам служат результаты проверок и суды, во время которых так или иначе оценивается соблюдение закона.
Итак, проведем небольшой обзор судебных решений и посмотрим, чему они учат, на какие типичные ошибки указывают.
Ущемление прав потребителя
Этот недостаток встречается достаточно часто. Так в Великом Новгороде, Зеленограде, Москве, Свердловской области клиники эстетической медицины были наказаны за то, что
не включали в договор информацию о возможности получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В связи с этим были возбуждены административные дела по статье 6.30. КоАП и наложен штраф на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Другим ущемлением прав потребителя считается
получение аванса за услуги без согласия потребителя.То есть, на деле мы понимаем: если потребитель платит авансом, значит он согласен с такой формой оплаты. А вот проверяющие органы уверены в том, что пункт о возможности внесения денег за услугу до ее оказания (полностью или частично) должен обязательно находиться в самом тексте договора. Вот тогда, считают они, и будет формально соблюден пункт из статьи 37 закона «О защите прав потребителей» о порядке и форме оплаты выполненной работы (оказанной услуги), который гласит, что «с согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса».
А в Саратове ущемлением прав потребителя посчитали
отсутствие в договоре пункта, подтверждающего право на обращение в органы судебной системы для защиты своих прав.
Вот еще интересный случай: в одной клинике в договор был включен пункт о том, что подготовка выписки из истории болезни производится за отдельную плату. Такая же услуга находилась и в прейскуранте. Суд посчитал это ущемлением прав потребителя, поскольку
право на получение информации об услуги содержится как в Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан», так и в Постановлении Правительства «Об утверждении правил оказания платных медицинских услуг». В подобных случаях наказание устанавливается в соответствии с частью второй статьи 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей». Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Отсутствие договора при оказании услуги
Вполне распространенное нарушение даже в тех клиниках, где имеются и заключаются договоры на инъекционные и лазерные методики. А вот на эпиляцию, пилинг или что-нибудь «уходовое-косметологическое» – не заключаются.
В том же Саратове возбуждено административное дело в отношении клиники, где на лазерную эпиляцию не заключались договоры на оказание платных медицинских услуг. Штраф составил сорок тысяч рублей. В данном случае применена была статья КоАП 14.1 часть 4, которая определяет наказание за грубое нарушение лицензионной деятельности. Одним из таких нарушений является как раз несоответствие Правилам оказания платных медицинских услуг. И кстати, с 1 января 2016 года штраф по этой части статьи увеличен – на юридическое лицо от ста до двухсот тысяч рублей (вместо сорока-пятидесяти тысяч).
Отметим, что все услуги, которые перечислены в Приказе Минздравсоцразвития № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» и в Приказе Минздравсоцразвития №1664н «Об утверждении Номенклатуры медицинских услуг», являются медицинскими и, соответственно, на них надо обязательно заключать договор с заказчиком. Если у предприятия есть право на оказание бытовых косметических услуг (ОКВЭД – 96.02), то услуги, перечисленные в ОКУН (Общероссийский классификатор услуг населению) можно проводить как бытовые и договор с заказчиком не заключать.
Сюда можно присовокупить и случаи, когда договор оформляется в одном экземпляре. Так во время одной из проверок, которую проводил Роспотребнадзор, в акте было записано нарушение: «Договоры оказания платных медицинских заключаются в одном экземпляре, который остается у пациента». И это замечание также опирается на требование Постановления Правительства №1006: «Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах».
Договор как финансовый документ
Действительно, многие клиники рассматривают договор на оказание медицинской услуги как документ, который либо просто отдается на руки пациенту, либо в качестве якобы медицинской
документации подшивается в медицинскую карту.
На самом деле договор об оказании платных медицинских услуг является первичным учетным документом для целей налогового и бухгалтерского учета. Это не медицинская документация!
Поэтому он
хранится в течение пяти лет (так же как кассовая лента) и необходим как форма подтверждения доходов. При этом проверяющие органы ссылаются на п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому первичные учетные документы подлежат хранению не менее пяти лет после отчетного года.
Информация, обязательная в тексте договора
Более всего нареканий к оформлению договора возникает по поводу того, что в документе не указывается вся необходимая информация.
В Великом Новгороде по результатам проверки форм договоров отметили следующие недостатки:
- не указаны телефон законного представителя потребителя услуг, стоимость платных медицинских услуг;
- нет номера лицензии на осуществление медицинской деятельности, даты ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), наименования, адреса места нахождения и телефона выдавшего ее лицензирующего органа;
- отсутствует подпись лица, заключившего договор от имени исполнителя, не указаны должность лица, заключающего договор от имени исполнителя;
- нет сроков предоставления медицинской услуги; персональных данных потребителя; перечня медицинских услуг, оказываемых в соответствии с лицензией;
- не прописана ответственность сторон за невыполнение условий договора.
В Сыктывкаре территориальный орган Роспотребнадзора по жалобам потребителей проверяет косметологический центр и обнаруживает, что в договоры на оказание платных медицинских услуг не включена информация об услугах. Штраф составил двадцать тысяч рублей.
В данном случае мы имеем дело с нарушением части 1 статьи 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей». Вот её содержание:
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Итак - в качестве подведения итогов: при составлении формы договора на оказание платных медицинских услуг необходимо внимательно перечитать пункт 17 раздела IV Постановления Правительства №1006. Там сказано, какие именно обязательные пункты договор должен содержать:
1. Сведения об исполнителе:
- наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
-
фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
-
номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа.
2. Сведения о потребителе:
- фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
-
фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;
-
наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица.
3. Перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором.
4. Стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты.
5. Условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
6. Должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
7. Ответственность сторон за невыполнение условий договора.
8. Порядок изменения и расторжения договора;
9. Иные условия, определяемые по соглашению сторон.
На самом деле, в самой форме договора на оказание медицинской услуги - для руководителей клиник - все еще много неясностей:
- Действительно ли на каждую услугу нужно подписывать договор?
- В какой форме должна приводиться информация об услуге?
- Надо ли описывать услугу с указанием препаратов и приборов, с помощью которых она оказывается.
- В качестве исполнителя услуги выступает ООО или же конкретный врач?
- Нужны ли паспортные данные заказчика при подписании договора?
На эти и другие вопросы, которые пользователи портала "Эстетический гид" зададут в течение января, мы ответим в следующей статье. Оставить вопрос можно окне комментария под текстом. Следите за нашими публикациями!
Дата публикации: 11 января `16
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.