Моя последняя история завершилась на том, что я во время очередного похода на «бесплатную» процедуру с исследовательскими целями поймала себя на мысли о готовности согласиться и приобрести что-нибудь. Опасный звоночек! Свидетельство того, что «по ту сторону баррикад» находится ловкий манипулятор, который любыми способами хочет достичь своей цели – продать чемодан… Много чемоданов!
И тогда я пообещала вам найти приёмы борьбы с «кашпировскими» местного масштаба.
Напомню, что идея расследования пришла после того, как мне в очередной раз позвонили и пригласили в салон красоты. Я понимала, что «халява» вряд ли закончится чем-то хорошим, и раньше всегда отказывалась от подобных предложений. Но в этот раз решила, что мой опыт окажется полезен для посетителей нашего портала. О том, как все начиналось – в
первой статье, а сейчас - о способах противостояния профессиональным манипуляторам, коими и являются работники подобных салонов.
На самом деле, самый эффективный способ не попасть в водоворот телефонного маркетинга – просто игнорировать звонки. Но технология подобных продаж разработана опытными специалистами, и один из её постулатов гласит, что под регулярным напором человек может сдаться и согласиться на встречу. И потом ему, уже попавшему в капкан манипуляций, сложно понять, как действовать.
Существует несколько тактик выхода из опасной ситуации, и пользуются ими не только люди, но и весь животный мир. В нём, как известно, любой зверь является частью чьей-то пищевой цепочки. Чтобы избавиться от преследователя, можно:
- убежать (как зайцы),
- напугать и прогнать,
- спрятаться,
- напасть на обидчика или игнорировать.
Это классика инстинктивного поведения. И мы неосознанно используем «очеловеченные» варианты такой защиты в повседневной жизни.
В нашем случае опасная ситуация возникла после того как я, в твердом уме и здравой памяти, добровольно пришла в сомнительное заведение. И приемы манипуляции здесь гораздо изящнее. Вся технология выверена и построена как забота о вашем комфорте и красоте… Но возникает странное чувство беспокойства. Проанализировав своё поведение во время этих процедур, я осознала, какие техники использовала. Однако имейте ввиду, выбирать способ защиты – активный или пассивный - лучше с учётом собственного темперамента.
Неудобные вопросы и чувство юмора
Итак, вашему вниманию несколько простых, но эффективных схем поведения для защиты от манипулятора. Нужно понимать, что механизм взаимодействия манипулятора с жертвой происходит по определенной схеме:
- подстройка (выяснение, что есть общего),
- снятие барьеров (вхождение в доверие),
- ведение (навязывание своей воли).
Соответственно, чтобы не допустить возможности воздействия на вас, нужно прервать последовательное прохождение данных этапов. Для примера в конце описания каждой техники я воспроизведу наши диалоги с одним из работников салона.
Непредсказуемость
Когда у вас возникают доверительные отношения с другим человеком, вам становится важным его мнение – на этом и строится «игра». Если вы почувствовали давление собеседника, значит, манипулятор уже ведет вас в сторону принятия нужного ему решения. Есть вариант разорвать шаблон логичного течения событий: например, в ответ на предложенное якобы привлекательное решение проблемы, Вы можете начать вслух сомневаться в правильности такого решения или перевести разговор на абсолютно другую тему, либо вовсе «вспомнить» про важный звонок, который нужно срочно сделать.
Все эти действия приведут к тому, что последовательный ход событий нарушится, и манипулятору придется вновь к вам подстраиваться, чтобы начать диктовать свои условия. Главное – этого не дожидаться.
Косметолог:
-Набор нашей косметики состоит из девяти продуктов для разнообразного ухода. Если вы приобретете его, то у вас не будет необходимости в другой продукции, вам хватит ее на год.
Я:
-Неужели я целый год смогу пользоваться только вашими продуктами? Я сомневаюсь, что мне их хватит. Какой объём у баночки ночного крема для лица? Давайте посчитаем: вы говорите, что мне хватит на год, в году – 365 дней, даже если я буду очень экономить и умудрюсь размазать 1 миллилитр на все лицо, то баночка должна содержать, как минимум, 365 миллилитров крема, а у вас здесь всего 200.
Косметолог (не очень уверенно):
- Косметика очень концентрированная, нужна совсем маленькая капля.
Нападение
Этот прием основан на использовании резких критических замечаний в адрес манипулятора, подвергающих сомнению его высказывания. Такие действия вызывают встречную реакцию защиты: манипулятор вынужден будет затратить усилия, чтобы дать отпор, и манипулятивное воздействие на вас ослабнет. Данный способ я активно использовала во время компьютерной диагностики кожи.
Косметолог:
- Посмотрите, какие у вас показатели – кожа очень сухая, повышенная пигментация, посмотрите какие морщины.
Я:
- А интересно, какие показатели выдаст компьютер, если вы себя продиагностируете?
Косметолог (помедлив):
- Ну, идеальной кожи не бывает, у меня будет чуть-чуть получше, чем у вас.
Я:
- То есть, ваши данные тоже не попадут в «идеальное поле»? А вы можете себя продиагностировать прямо сейчас? Я люблю все сравнивать, интересно посмотреть.
Косметолог (растерявшись):
- Нет, сейчас мы вам процедуру делаем
Было заметно, что такое мое поведение работницу салона раздражает.
«Я могу не соглашаться?»
Когда вам что-либо настойчиво предлагают, просто озвучьте свое право выбора этим простым вопросом. Как правило, манипулятор не хочет выглядеть агрессором, и может вовсе отказаться от дальнейшего разговора. Особенно, если дело происходит при свидетелях. Во время своих экспериментальных визитов, я всякий раз перед процедурой спрашивала, можно ли отказаться? На что получала утвердительный ответ. Противостоять уговорам становилось легче.
Косметолог:
- Сейчас я вам сделаю процедуру – маску с частицами золота.
Я:
- А я должна буду за нее заплатить? Когда приглашали на процедуру, то сказали, что она бесплатная.
Косметолог:
- Да совершенно верно, я вам сейчас все расскажу.
Я:
- То есть когда вы будете предлагать мне приобрести что либо, я могу не согласиться?
Косметолог:
- Конечно, это ваш выбор.
«Театр абсурда»
Этот прием, при котором все сказанное манипулятором, гиперболизируется до неузнаваемости. Другими словами, вы целенаправленно из мухи делаете слона. Цель ваша - преувеличить так, чтобы все поступающие предложения вызывали у вас только смех. А смех - прекрасная защита от нежелательного вторжения в личное пространство.
Косметолог:
- Этот крем поможет вам разгладить морщины.
Я:
- Неужели, если я стану мазаться этим кремом, моя кожа станет, как у младенца?
Косметолог:
- Ну, нет, конечно, как у младенца не станет - вы же понимаете, что это не возможно.
Я:
- Ну вот, а я так надеялась вернуться в детство. (Косметолог не знает, как реагировать).
В общем, тяжело им со мной было…
Надеюсь, эти несложные психологические приёмы окажутся вам полезны, а я перехожу к методам юридической защиты.
Что говорит закон?
Умелым психологическим давлением манипуляторы вынуждают человека оформить покупку (в нашем случае – косметики) в кредит, да так, что понимание произошедшего его настигает только дома. Героини наших историй, как мы помним, обращались за помощью к юристам. И это единственно верный путь, так как противостоять давлению, не имея поддержки, очень сложно.
Попробовать действовать самостоятельно можно в том случае, если осознание случившегося наступило в этот же день. Принимать меры необходимо быстро, временные рамки ограничены: при заключении кредитного договора первые деньги на банковский счет - первоначальный взнос от вашего имени - поступают на следующий банковский день. Вы можете прийти в представительство банка, с которым заключен договор, до его закрытия и заявить, что вы, находясь под давлением (!), оформили кредит. Можно сообщить о собственной неплатежеспособности, что сведения о ваших доходах указаны неверно, и оформить отказ от кредита.
Далее – с оформленным отказом от кредита - вы приходите в пункт приобретения косметики и возвращаете ее. В случае если работники салона отказываются решать вопрос мирным путём – предупредите, что собираетесь вызвать полицию, обычно это срабатывает. Если с момента оформления кредитного договора прошло несколько дней, избавиться от кредитных обязательств и косметики вам помогут только грамотные юристы.
Кстати, отнеситесь внимательно к выбору специалиста. Подобное рождает подобное, и пока я готовила этот материал, набрела на интересный сайт. При запросе "DeSheli", в числе первых ссылок появляется сайт
http://desheli.vozvrat-kosmetiki.ru/russia/. Представители этой фирмы обещают помощь в возврате косметики "DeSheli" и освобождении от кредитных обязательств. Сначала я подумала: «Какие прекрасные люди! Помогают справиться с проблемой». Но как журналист, привыкший перепроверять информацию, позвонила на горячую линию. Выяснилось, что стоимость такой дистанционной помощи - 17 700 рублей. Сначала нужно отправить им перевод на 10000 рублей, после чего они обещают прислать на электронную почту пакет необходимых в Вашем случае документов. Вы просматриваете полученное, высылаете оставшиеся деньги - 7700, а затем вас по телефону подробно инструктируют, куда с этими бумагами идти и что кому говорить. Такая схема очень напоминает очередной «развод», но клеветать не буду – на себе не проверяла.
Настал черед разъяснения последнего вопроса: откуда операторы call-центра, которые звонят и приглашают на «бесплатные» процедуры, берут наши номера телефонов? Чтобы это выяснить, я побеседовала со
специалистом по информационной безопасности Рустамом Абдуллиным
КРУТОВСКИХ Ольга
Журналист, специалист по связям с общественностью
- Многие знают про существование закона о защите персональных данных, но никто не знает сути того, что в нем прописано. Могли бы Вы вкратце о ней рассказать?
|
|
|
АБДУЛЛИН Рустам
Специалист по информационной безопасности
В июле 2006 года был принят Федеральный закон «О персональных данных» N152-ФЗ от 27.07.2006. Закон соответствует обязательствам, которые взяла на себя Россия при ратификации Европейской конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Фамилии, имена, отчества и прочие сведения о физических лицах стали называться «персональными данными», а информационные системы, в которых производится их обработка, теперь именуют информационными системами персональных данных.
Контроль за выполнением требований законодательства по сведениям о физических лицах компаниями-операторами, которым мы доверяем свои персональные данные, выполняют ФСБ, Роскомнадзор и ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю).
|
КРУТОВСКИХ Ольга
Журналист, специалист по связям с общественностью
- Как защититься от использования своих персональных данных третьими лицами? Могли бы Вы дать практические советы для повседневной жизни?
|
|
|
АБДУЛЛИН Рустам
Специалист по информационной безопасности
К сожалению, граждане России не обладают достаточными знаниями в области защиты персональных данных, не знают о своих правах и обязанностях, при этом подписывают документы (договоры, соглашения, условия получения услуг и т.д.), не обращая внимания на их содержание. Так недобросовестные компании-операторы персональных данных получают право не только на обработку данных, но и передачу их другим компаниям. Также это может сделать кто-то из корыстных сотрудников компании – передать базу с данными «на сторону».
Отсюда главный совет - старайтесь передавать сведения о себе только заслуживающим доверия организациям. По возможности, публикуйте меньше информации о себе в Интернете, в том числе, соцсетях. Объясните своим близким, что многочисленные статусы в Skype, twitter, ВКонтакте, Фейсбуке и ЖЖ позволяют быстро собрать информацию о вас и вашей семье: домашний адрес, номер телефона, место работы и учебы, области ваших интересов. Внимательно пересмотрите всю информацию, которую вы уже опубликовали, возможно, уже сейчас пора что-то удалить?
|
КРУТОВСКИХ Ольга
Журналист, специалист по связям с общественностью
- Что делать, если персональные данные человека уже использованы для совершения незаконных действий? В какие государственные структуры обращаться?
|
|
|
АБДУЛЛИН Рустам
Специалист по информационной безопасности
Для граждан действующим законодательством установлены широкие возможности для защиты своих прав и законных интересов в сфере персональных данных. Как показывает практика, один из самых эффективных способов - обращение в Роскомнадзор с целью:
- разъяснения вопросов, касающихся законодательства,
- с жалобами на действия операторов, нарушающих условия конфиденциальности (публикация и размещение в общественно доступных источниках данных, содержащих персональные сведения),
- по факту несогласия человека на обработку его персональных данных,
- при незаконной передаче персональных данных третьим лицам.
Роскомнадзор сообщает, что сфера деятельности операторов, которые, по мнению заявителей, нарушают их права как субъектов персональных данных, разнообразна – это и ТСЖ, и бюро кредитных историй, и коллекторы, и операторы связи и т.д. Роскомнадзор рассматривает заявления, проверяет доводы заявителей, принимает все необходимые меры реагирования и направляет материалы, при необходимости, в органы прокуратуры.
|
Вот и получены ответы на все наши вопросы. Есть поговорка: «Скупой платит дважды». Пока изучала жизненные истории, придумалось продолжение: «… а халявщик – трижды: деньгами, временем и нервами». Правило, что за все надо платить, работает отменно - лучше любого государственного закона.
Подведем итоги: как не попасться на удочку к таким предприимчивым дельцам и не допустить неприятных последствий от общения с ними?
- Вам позвонили, и приятный женский голос озвучил заманчивое предложение? Бросайте трубку или говорите, что вам некогда и вообще неинтересно.
- Вы не прекратили разговор сразу, и вас пригласили в салон (напоминаю, что известных нам адресов, было три: Спартаковская 2, Пушкина 9 или Баумана 82 (ТЦ «Свита-Холл»), но, возможно, что есть и другие). У вас еще есть возможность отказаться, не посещая эти заведения.
- Решили рискнуть и сходить на процедуру? Используйте приемы психологической защиты, тренироваться можно начать уже сейчас. В нашей повседневной жизни манипуляторы подстерегают нас тут и там – найдётся, когда и где поупражняться.
- В случае если вы все-таки попали в «историю» - обращайтесь к юристам. Они помогут вернуть деньги. А чтобы привлечь к ответственности недобросовестных распространителей косметики, напишите заявления в Роспотребнадзор и Прокуратуру.
И - будьте бдительны!
Дата публикации: 10 мая `15
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.