С 1 марта 2022 года вступает в силу новый Порядок ознакомления пациента, либо его законного представителя, с медицинской документаций, отражающей состояние здоровья пациента. Действовать этот приказ будет 6 лет, то есть до 1 марта 2028 года. К слову, Минздрав России начал определять срок действия приказов, ранее нормативно-правовые документы носили бессрочный характер.
Итак, знакомиться с медицинской документацией теперь является правом пациента. Данное право возникает и у родственников пациента (супругов, детей, родителей, усыновителей, родных братьев и сестер, внуков, бабушек или иных лиц), если пациент перечислил их в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство или письменно оформил согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.
Основанием для ознакомления пациента, его законного представителя или другого лица с медицинской документацией является письменный запрос в клинику, в том числе в электронной форме. Данный запрос должен содержать следующие сведения:
-
ФИО пациента;
-
ФИО законного представителя пациента либо лица, которому разрешено получать информацию о состоянии здоровья пациента.
-
место жительство (пребывания пациента);
-
реквизиты паспорта лица, направившего запрос (номер, серия, дата выдачи и наименование выдавшего органа);
-
реквизиты документа, подтверждающие полномочия законного представителя пациента (свидетельства о рождении и др): номер, серия, дата выдачи и наименование выдавшего органа;
-
период оказания пациенту медицинской помощи в клинике, за который пациент (законный представитель) желает ознакомиться;
-
почтовый (электронный) адрес для направления письменного ответа;
-
номер контактного телефона.
То есть на регистратуре, официальном сайте клиники должен быть размещен шаблон заявления, который содержит вышеперечисленные сведения. После получения запроса мы должны поднять медицинскую документацию и убедиться в том, что пациент разрешил своему родственнику или иному лицу право передавать информацию о состоянии своего здоровья.
Письменный запрос может быть направлен по почте либо доставлен нарочным. Запрос в электронной форме направляется на электронный адрес клиники.
Поступивший запрос, в том числе в электронной почте, регистрируется в течение рабочего дня. В течение следующего за регистрацией рабочего дня работник клиники доступными средствами связи (по указанному номеру телефона или по электронной почте) уведомляет заявителя о дате регистрации и входящем номере. Это новшество законодателя. До вступления в силу данного приказа (Приказ МЗ РФ от 12.11.2021 № 1050н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документаций, отражающей состояние здоровья пациента») мы не сообщали пациенту о регистрации поступившего запроса. Законодатель дал нам время (4 месяца), чтобы мы перестроили свою работу, определили ответственных сотрудников и начали работать по новому Порядку.
Рассматривать данные запросы должен либо руководитель клиники, либо заместитель. На запросе должна быть резолюция руководителя «Согласовано», дата и подпись. Перед согласованием данного запроса желательно предварительно посмотреть медицинскую документацию и оценить риски. Проанализировать нет ли дефектов диагностики, лечения, проведения экспертиз. То есть каждый запрос пропускать через призму жалобы (обращения), а не праздного интереса пациента к тому, что написано о нем в медицинских документах.
В течение двух рабочих дней со дня поступления письменного запроса пациенту (законному представителю) мы должны сообщить о дате, начиная с которой в течение 5 рабочих дней возможно ознакомление с медицинской документаций (с учетом графика работы клиники), а также о месте в медицинской организации, где будет происходить ознакомление.
Максимальный срок ожидания предоставления возможности для ознакомления с медицинской документацией не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления письменного запроса. В редакции предыдущего аналогичного приказа законодатель нам давал 30 дней, с 1 марта 2022 года данный период сокращен до 10 рабочих дней.
Начинаем оперативно готовить для ознакомления медицинскую документацию, время для «раскачки» нет.
Одного в помещении, где пациент будет внимательно читать свою документацию, не оставляем. Для обеспечения порядка, изъятия из первичной медицинской документации каких либо согласий, протоколов, выписных эпикризов и т.д., в помещении медицинской организации должен присутствовать медицинский работник. В идеале, в помещении, куда мы приглашаем пациента, должна быть видеокамера для возможности зафиксировать факт порчи документов (а такое бывает). От потребительских экстремистов никто не застрахован!
До сведения пациента доводиться информация о необходимости аккуратного и бережного обращения с предоставленной для ознакомления медицинской документацией. Но случиться может всякое, и, прежде чем передать оригинал карты, необходимо сделать качественную копию медицинской документации (из личного опыта).
А теперь самое главное – в процессе ознакомления с медицинской документацией пациент (его законный представитель) вправе выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии.
После того как пациент ознакомился со своей медицинской документацией, в нее вносятся сведения об ознакомлении пациента с указанием даты ознакомления, ФИО ознакомившегося лица, а также ФИО и должность работника, зафиксировавшего факт ознакомления с проставлением подписи указанного работника.
Пациенты, находящиеся на лечении в стационарных условиях, могут ознакомиться со своей медицинской документацией непосредственно в отделении, в котором они пребывают.
При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях пациент имеет право ознакомиться с записями, сделанными медицинским работником во время приема (посещения на дому).
То есть писать нужно сразу, как для прокурора. Не нужно надеяться на свою память и намерение дописать завтра или послезавтра. Необходимо выработать четкую привычку завершать свой рабочий день полностью заполненными медицинскими документами и постоянно этот процесс администрировать. Законодатель здесь стоит на стороне пациента: его право почитать (сделать копию) записи непосредственно на приеме, как бы нам это не нравилось. Ориентируем врачей, средний медицинский персонал на строгое заполнение медицинских документов в день приема и с улыбкой демонстрируем знание прав пациента в части ознакомления с записями, сделанными медицинскими работниками непосредственно на приеме.
Если клиника ведет медицинскую документацию в форме электронного документооборота, то необходимо распечатать запрашиваемую пациентом информацию, заверить ее и передать пациенту. Соблюдая эти несложные требования, можно смело позволить пациенту заглядывать через плечо докторам вашей клиники.
Дата публикации: 19.01.2022
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.