Технический регламент «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» вступил в силу в июле 2012 года. И нарушителей требований Регламента с января 2013 года уже поджидала статья в КоАП - 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов»:
1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов … влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Через год после вступления в силу Технического регламента Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека опубликовала письмо N 01/8021-13-32 «Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов», в котором было сказано, что
именно Роспотребнадзор будет осуществлять проверки предприятий, и проверяющие будут обязаны:
…выдать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов, привлечь изготовителя, продавца к административной ответственности, информировать потребителей о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов.
Словом, в этом письме описаны широкие полномочия Роспотребнадзора в плане проверок, в том числе, и парфюмерно-косметической продукции.
Уже в 2015 году в Государственном докладе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека прозвучали первые итоги проверок парфюмерно-косметической продукции:
- проверено - 2 797,7 тысяч штук;
-
изъято из оборота – 108,4 тысячи штук;
-
доля изъятой продукции составила 3,9 процента.
Но это была преамбула.
Нам интереснее, как подобные полномочия претворяются в реальные дела, в административные взыскания и другие виды наказания изготовителей и продавцов продукции, которая регламенту не соответствует.
Вправду сказать, историй, в которых были бы наказаны изготовители, в моей копилке судебных решений практически нет. Чаще страдают все-же продавцы, в том числе магазины, салоны красоты и клиники косметологии, применяющие или торгующие косметическим средствами для домашнего ухода.
Вот четыре источника проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятиям индустрии красоты, четыре слабых места косметической продукции на российском рынке.
1. Иностранные производители. Они не знакомы с требованиями Технического регламента Таможенного союза и потому на первичной и вторичной упаковке поставляемой в Россию продукции нет обязательной информации, согласно статье 5, пункт 9.2 Технического регламента.
Компании, которые ввозят косметические средства в Россию, либо также не знают этих требований и не обращают внимания на то, что товар не сопровождается необходимой маркировкой, либо не могут донести до производителей всех необходимых для правильной маркировки сведений.
По собственному опыту анализа первичной и вторичной упаковки, могу сказать, что большинство российский дистрибьюторов просто наклеивают поверх иностранной свою этикетку на русском языке, и она часто оказывается неполной: не перечислено все, что указано в статье 5 пункт 9.2 ТР «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
И в 2016 году мы уже имели дело с судебным решением, когда клиника косметологии были наказаны именно за то, что информация не нанесена типографским способом на флакон и коробку, а была выполнена в виде стикера. Штраф, между прочим, составил 50 тысяч рублей – на должностное лицо! Но об этом – ниже.
2. Фальсификация, совершаемая (сознательно или нет) российскими компаниями - это внесение в декларацию о соответствии неверной, намеренно искаженной информации о косметическом средстве.
Такое сплошь и рядом происходит, например, при декларировании химических пилингов, хотя они, согласно приложению №12 к Техническому регламенту, должны пройти государственную регистрацию косметического средства.
Но есть пилинги, которые и со свидетельством о государственной регистрации, не могут появляться на рынке, поскольку в них содержатся вещества, абсолютно или частично запрещенные в косметике. Это пилинги ТСА (трихлоруксусная кислота абсолютно запрещена в косметических средствах) и салициловый (салициловая кислота может присутствовать в косметических средствах - 2 или 3 процента).
Под большим вопросом и феноловые пилинги: разные химические соединения фенола также запрещены в косметических средствах, но производители и продавцы этих пилингов формулу соединений гласности не предают. Поэтому понять – можно или нельзя использовать это средства как косметические – трудно.
Однако сотрудники Росздравнадзора легко могут проверить информацию, обратившись в сертификационный центр, где продукт получал свои российские документы и где есть его рецептура.
3. Сертификационные центры России, которые выдают декларацию о соответствии на продукцию. В этом документе написано «соответствует требованиям ТР ТС 009/2011. Технического регламента Таможенного союза. О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Однако одно из требований - наличие маркировки, нанесенной на первичную и вторичную упаковку (согласно пункту 9.2 статьи 5).
То есть, по сути, декларация не подтверждает соответствия требованиям, тем самым вводится в заблуждение потребитель продукции, в том числе – салоны красоты и клиники косметологии.
То же самой пишется в свидетельстве о государственной регистрации косметического средства, а для того, чтобы получить его, в сертификационный центр надо сдать и «образец маркировки потребительской тары парфюмерно-косметической продукции, подтверждающий соответствие требованиям пункта 9 статьи 5 настоящего технического регламента ТС».
4. Срок годности продукции: тут нарушения совершают как изготовители, так и поставщики, и сами предприятия индустрии красоты. Компания-изготовитель и компания-поставщик имеют свои представления о том, как нужно указывать срок годности, между тем в Техническом регламенте по этому поводу есть четкое указание: «срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год)». И ниже я напишу, как за это наказывают.
Ну а клиники косметологии и салоны красоты часто элементарно попадаются на применении или продаже просроченных косметических средств. Среди лидеров: краски для волос, шампуни и средства для загара, которые используются в соляриях.
А теперь давайте посмотрим, как дела о нарушении требований Технического регламента рассматриваются в судах
Дело №1
В Республике Татарстан ООО «Сервис-групп» обращается в Одиннадцатый арбитражный суд, требуя отмены наказания за нарушения правил Технического регламента, но компании отказано в удовлетворении ее заявления и причины наказания признаются законными.
За что ООО «Сервис групп» был наказан штрафом в сто тысяч рублей?
Потребитель приобрел в компании косметический набор, средства в котором не соответствовали требованиям регламента: на маркировке потребительской упаковки комплекта косметических средств "Набора для домашнего ухода "Soleimer" в строке срока годности не были указаны дата изготовления (месяц, год) или срок годности (месяцев, лет), не было надписи "годен до…" (месяц, год) или "использовать до…" (месяц, год).
Надпись "Годен до/ЕХР: см. на упаковке" не признается соответствующей требованиям Регламента.
На этикетке отсутствует строка "Ингредиенты" или "Состав", но присутствует строка "Состав/Ingredients: см. на упаковке", что также является нарушением Регламента.
Компания пыталась предъявить на суде таможенные декларации на продукцию, но суд счел, что их наличие не освобождает от обязанности соблюдать Технический регламент «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
Дело №2
А вот в Свердловской области ЗАО «Тендер», пытаясь доказать свою правоту, дошло до Верховного суда, но и там сочли, что нарушение было доказанным, а штраф – 300 тысяч рублей – оправданным.
Роспотребнадзор проверял парфюмерно-косметическую продукцию, которую предлагал к продаже «Тандер», и обнаружил партию просроченных товаров: сроки годности косметических средств заканчивались в 2013-2014 года. А проверка проходила в 2015!
Дело №3
И опять Республика Татарстан. Здесь наказана на сто тысяч рублей Клиника эстетической медицины «Мелисса».
По заявлению потребителя Роспотребнадзор проверил обращение косметических средств в клинике и установил, что организация продает парфюмерно-косметические средства ("средство косметическое GERNETIC INTERNATIONAL - молочко очищающее GLYCO 200 мл", "средство косметическое GERNETIC INTERNATIONAL - лосьон тонизирующий FIBRO 200 мл", "средство косметическое GERNETIC INTERNATIONAL - крем маска MARINE MASK 30 мл", "средство косметическое GERNETIC INTERNATIONAL - крем дневной для лица MARINE DAY BASE 30 мл"), не соответствующие требованиям ст. 6 п. 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), а именно: маркировка упаковки вышеуказанных косметических средств не содержит пиктограмм и символов.
Клиника подала апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что нарушение малозначительное, а штраф ухудшит финансовое положение организации и повлечет либо банкротство, либо сокращение рабочих мест.
И вот что интересно: ООО «Клиника эстетической медицины «Мелисса» приводит в свое оправдание тот факт, что косметику поставило другое ООО - "Мартинекс Казань" и просит привлечь к ответственности именно поставщика. Однако суд не учел последнего заявления на том основании, что поставка косметики компания «Мартинекс Казань» не освобождает продавца (то есть, КЭМ «Мелиссу») от ответственности за нарушение.
Не впечатлило судей и тяжелое финансовое положение, поскольку «ссылка на перечень расчетных и иных счетов и подтвержденные банками данные об отсутствии на соответствующих счетах денежных средств в качестве доказательства тяжелого финансового положения общества принята быть не может, т. к. не отражает всего спектра финансового состояния заявителя. Материалы дела не содержат таких сведений как общая сумма задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам; наличие либо отсутствие неисполненных кредитных обязательств с подтверждающими документами; наличие либо отсутствие дебиторской и кредиторской задолженности и прочих сведений, которые способы свидетельствовать о наличии указанных заявителем обстоятельств».
Эту тяжеловесную фразу из решения суда я специально оставляю без изменений в назидание тем, кто еще попытается разжалобить суд своим тяжелым финансовым положением. Увы…
И попытки переложить ответственность на поставщиков косметики пока тоже не удаются.
Дело №4
В Тюмени Роспотребнадзор проверил клинику «Эсфирь», и наказал генерального директора, как должностное лицо – на пятьдесят тысяч рублей за обнаруженные нарушения в маркировке косметических средств.
Генеральный директор связалась с официальным дистрибьютором в Москве, ответ был следующим: «Вы косметику покупали не у нас, а у регионального дилера».
Региональный дилер возмещать убытки деньгами отказался, предложил взять на ту же сумму косметических средств.
Генеральный директор клиники «Эсфирь» косметику взяла, но где гарантия, что ее опять не оштрафуют, ведь маркировка осталась прежней!
Причем, на моей памяти, история в Тюмени является особо примечательной. В ООО «Есфирь» - в присутствии двух понятых и при фотофиксации (!) - изъято косметическое средство для кожи вокруг глаз КОНТУР-ФЛЮИД PHYT`S.
Проверяющие обнаружили на упаковке одновременно два знака – национальный знак соответствия РСТ и единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Евразийского союза – ЕАС. Как выяснилось, на упаковке не могут одновременно находится два этих знака. Или РСТ или ЕАС.
Далее на упаковке стоял срок изготовления продукции – 1 января 2017 года. Поскольку проверка проходила в 2016, естественно эта информация была расценена как ложная.
Теперь, пожалуй, самое интересное. Как известно косметическое средство может получить в России один из двух документов о соответствии требованиям Технического регламента: или декларацию о соответствии, или свидетельство о государственной регистрации косметического средства. У средства, о котором идет речь - КОНТУР-ФЛЮИД PHYT`S – было свидетельство. И это тоже расценивается как нарушение, поскольку свидетельство получают только на те продукты, которые поименованы в Приложении 12 к Регламенту, а все остальные должны декларироваться.
В связи с этим, в постановлении об административном наказании написано: применение парфюмерно-косметической продукции, не имеющей документов, подтверждающих его безопасность при нанесении на кожу, может вызвать поражение кожных покровов инфекционного характера, ожоги, аллергические реакции, в том числе, и анафилактический шок.
Вот такой юридический нонсенс. У этого крема для кожи вокруг глаз есть свидетельство, которое выдается после предоставления в сертификационный центр перечня ингредиентов, входящих в состав с указанием концентрации; документов, содержащих органолептические и физико-химические показатели продукции. Но с точки зрения Регламента этот документ недействителен, потому что нужна декларация, а не свидетельство!
И еще один тревожный сигнал, который прозвучал во время проверки в Тюмени: если до середины 2016 года на территории страны сотрудники Роспотребнадзора не предъявляли претензий к бумажному стикеру с правильной маркировкой, наклеенному на упаковку продукции, то теперь – предъявляют.
Вот строки из постановления об административном наказании все той же клиники «Есфирь»: «Маркировка наклеена на упаковку и представлена белым прямоугольником с нанесенными буквами при этом указанная маркировка не является частью упаковки, изготовленной предприятием-изготовителем данной продукции, она нанесена на упаковку позднее иным лицом».
Расценить бумажный стикер как нарушение - реально, если обратиться к положения Регламента:
«Маркировка проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык».
«Потребительская тара - первичная или совокупность первичной и вторичной упаковки парфюмерно-косметической продукции, поступающая к потребителю с парфюмерно-косметической продукцией».
Вот отсюда и следует, что вся информация на русском языке должна быть на банке, флаконе, ампуле, тюбике и т.д., то есть, на первичной упаковке, и на коробке – вторичной упаковке.
И если ранее компании успокаивали своих клиентов – салоны красоты и клиники косметологии – тем, что переклеивали этикетки на русском языке самостоятельно, теперь, похоже, время кружка «Умелые руки» заканчивается.
|
МОСКВИЧЕВА Елена Васильевна
Эксперт Но проблему с маркировкой нельзя решить в отдельно взятой компании или отдельно взятой клинике.
История долгая:
руководители компаний-поставщиков косметики на российский рынок должны обсудить с изготовителем особые условия упаковки и маркировки продукции для стран-участниц Евразийского экономического союза, на территории которых и действует Технический регламент;
сертификационные центры должны выдавать декларации о соответствии и свидетельства о государственной регистрации косметического средства только тем продуктам, у которых маркировка соответствует требованиям Регламента;
дистрибьюторы и региональные дилеры не должны выводить на рынок продукт, который не соответствует требованиям к маркировке;
салоны красоты и клиники косметологии не должны покупать такой продукт, применять его или же продавать конечному потребителю.
Как заставить такое количество участников рынка соблюдать закон?
Похоже, это тот случай, когда перемены начнутся снизу. Если штрафовать по-прежнему будут салоны красоты и клиники косметологии, они будут отказываться от косметики, которая привела к проверкам, наказаниям, убыткам. Тогда придется компаниям-поставщикам осознать, что их конкурентное преимущество – «белая» продукция, без признаков нарушений.
Тогда и иностранный изготовитель либо откажется от российского рынка, либо под давлением своих официальных дистрибьюторов примет наши правила маркировки и будет производить продукт, который может легально распространяться в России.
Если же перемены снизу не начнутся, придется салонам красоты и клиникам косметологии привыкать к новым видам проверок, новым размерам штрафов и изъятию косметической продукции из оборота.
|
Дата публикации: 16.01.2017
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.