Речь пойдет о Крыме. После воссоединения с Россией на полуострове остались жить и работать сотни специалистов индустрии красоты. Им казалось, что в их жизни нечего не изменится – профессия в руках есть, остальное приложится.
Однако все вышло иначе. На территории каждого отдельного государства свои правила подтверждения квалификации. И эти правила в Украине и России разнятся.
Начнем с того, что в Украине не было специальности, при которой квалификация косметолога соответствовала бы таким же требованиям, как в России. В реальности они, конечно, существовали и существуют, но тех документов, которые дали бы этим людям право работать в России – не было.
Не было, основываясь на документах, подтверждающих квалификацию, и медсестер по косметологии, зато выпускали в массовых масштабах провизоров-эстетистов: в переводе на русские правила это - фармацевты, то есть люди не с медицинским, а фармацевтическим образованием, и далее следовать в косметологию они на территории России не могли.
Через год после воссоединения Министерство здравоохранения России издало приказ от 6 марта 2015 г. N 86н, утвердив перечень соответствия «российских» и «украинских» специальностей медицинских работников, по которым до 18 марта 2014 года были выданы сертификаты специалиста или другие документы, подтверждающие профессиональную квалификацию.
В этом приказе - о косметологии ни слова. Но в перечне все же есть специальности, которые могут стать ступенью к получению права работать в эстетической медицине, в том случае, если будет получено дополнительное профессиональное образование.
Так врачи с украинскими документами по дерматовенерологии, детской дерматовенерологии, а также средний медперсонал с дипломами «сестринское дело», «акушерское дело», «лечебное дело», могут пройти обучение по российской системе дополнительной профессиональной подготовки и получить сертификаты, соответственно, «Косметология» и «Сестринское дело в косметологии».
Вопрос, где это можно сделать, лежал на поверхности. Лицензию на образовательную деятельность по дополнительному профессиональному образованию и профессиональному обучению № 1 получил
Севастопольский центр «Биофотоника». Причем, «№1» - это не рекламный слоган, а действительно присвоенный Рособрнадзором номер документа, разрешающего вести обучение. Этот центр имеет право готовить специалистов соответствующих квалификаций и выдавать дипломы и сертификаты государственного образца.
Но многие частные образовательные центры не торопятся получать новые документы. Правда, у них есть некоторое оправдание - отсылка к следующим документам:
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя "…обозначает срок (не позднее 1 января 2018 года), в течение которого допускается осуществление соответствующего вида деятельности без получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Для лицензии на медицинскую деятельность постановлением Правительства срок уже определен -
не позднее 1 октября 2017 г.
Для образовательной деятельности пока остается прежним – до 1 января 2018 года, но Правительство Российской Федерации не поддерживает этого варианта, считая, что лицензирование должно быть осуществлено ранее. Этому вопросу посвящен Официальный отзыв от 3 июня 2016 г. N 3848п-П8 на проект Федерального закона N 1010317-6.
В переходный период были также утверждены и временные обязательные требования для медицинских организаций –
Приказом Минздрава от 29 апреля 2015 года №220н. Среди этих требований:
...наличие медицинских работников, заключивших трудовые договоры с медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, и имеющих среднее, высшее медицинское образование, последипломное образование по образовательным программам клинической ординатуры и интернатуры, реализуемым в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе до 18 марта 2014 года, либо высшее медицинское образование (специалитет, бакалавриат) и высшее медицинское образование по подготовке кадров высшей квалификации (программы ординатуры) и (или) послевузовское образование по программам интернатуры и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским работникам, или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) образование, а также сертификат специалиста и (или) документ, подтверждающий присвоение квалификационной категории по соответствующей специальности (для специалистов с медицинским образованием).
То есть временные требования позволяли работать с документами, полученным до перехода территории под юрисдикцию российских законов, но! – эти времена подходят к концу.
Почему мы пишем об этом так подробно? Потому что 1 октября 2017 года медицинские организации Республики Крым должны будут осуществлять медицинскую деятельность только при наличии лицензии, а значит и в соответствии с требованиями постановления Правительства от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», то есть посвятить первую половину года подготовке документов, в том числе, и сертификатов специалистов уже по российским правилам.
Такие документы могут выдавать
только учебные заведения, также получившие лицензию на образовательную деятельность.
А в Крыму сложилась странная ситуация…
Воспользовавшись законодательной неразберихой, и тем, что большинство специалистов не способны прорваться через отдельные пункты законов и постановлений, на полуострове процветают учебные центры, которые проводят платное обучение и выдают некие документы об образовании, но при лицензировании они не будут приниматься в расчет.
Сегодня эти сертификаты и дипломы пока никто не проверяет, но через десять месяцев к каждому специалисту будут предъявлены квалификационные требования, утвержденные:
- для врачей приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки";
-
для среднего медперсонала приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием".
Образовательные центры, которые не получили лицензии, выдают некие сертификаты, в которых, к примеру, написано, что специалист прошел обучение по контурной пластике, мезотерапии, массажу, аппаратным методикам и т.д. При этом
базового документа – сертификата специалиста по косметологии, выдавать не имеют права и не выдают (закона, по большому счету, не нарушают!). И выходит, что учащиеся платят деньги за обучение тем методикам, применять которые они легально не смогут.
Почему? Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": «…право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста».
|
1 октября 2017 года для руководителей салонов красоты, клиник косметологии и для самих сотрудников с медицинским образованием настанет момент истины – с прежними документами работать нельзя, а новых, увы, нет…
Однако в Крыму об этом предпочитают не вспоминать, и десятки учебных центров продолжают предлагать семинары, курсы, тренинги, снабжая доверчивых людей недействующими сертификатами.
Демпингуют при этом не столько по ценам, сколько по срокам обучения, организуя «скорострельные курсы» по всем видам деятельности в косметологии. Не отстают и дистрибьюторы косметологических продуктов, которые также, под видом ознакомления с препаратами, учат всех подряд их применять, не проверяя, есть ли у этих людей право оказывать медицинскую помощь по косметологии.
И что интересно, на просьбы проверить эти учреждения на предмет законности их действий, контролирующие органы отвечают, что проверку провести нельзя, поскольку в их полномочия не входит контроль за юридическими лицами, не имеющими лицензии на образование.
Интересно, как через пять месяцев – с 1 октября 2017 года - все те же государственные органы будут расценивать документы о квалификации выпускников этих неподконтрольных заведений?
|
"Легализации" косметологии будет посвящен
Форум "Законная территория", который состоится в Севастополе 17-18 мая.
И там я дам ответы хотя бы на часть имеющихся сейчас вопросов.
Дата публикации: 26.04.2017
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.