Первая часть материала о покупке работающей медицинской организации была посвящена особенностям организационных процессов, оформлению договоренностей и работе с персоналом. Сегодня я расскажу о том, где искать информацию о приобретаемом бизнесе.
В настоящее время законодательство активно перерабатывается, постоянно подвергается изменениям, дополнениям. Поэтому покупка готового бизнеса через смену учредителя должна всегда сопровождаться документарной проверкой деятельности клиники. Исходя из личного опыта и опыта моих коллег, отмечу несколько важных моментов, которые необходимо учесть обеим сторонам: и покупателю, и продавцу.
Функционирование косметологической клиники регулируется значительным числом нормативных актов, что предполагает широкую и доскональную проверку в случае приобретения данной организации. Для этой работы следует привлечь нескольких независимых экспертов по различным направлениям деятельности клиники или организацию, осуществляющую комплексную проверку медицинского бизнеса. Как говорится, «одна голова хорошо, а не одна – лучше»!
Если же у потенциального покупателя уже есть клиника, и его цель – приобрести еще одну, то можно с определенной долей уверенности говорить, что ему будет проще провести документарную проверку бизнеса.
Перед тем как принять решение о заключении договора купли-продажи, потенциальному покупателю следует найти и изучить информацию о покупаемом бизнесе через все возможные открытые источники, оценить на предварительном этапе – есть ли риски и насколько они существенны.
КАК ПРОВЕРИТЬ БИЗНЕС?
В настоящее время ФНС России запущен сервис «
Прозрачный бизнес». Он позволяет оперативно, в режиме реального времени, получить комплексную информацию об организации.
Сервис содержит:
- идентификационные реквизиты организаций;
-
сведения об основном виде деятельности и уставном капитале организаций;
-
сведения об адресе организации и наличии информации о недостоверности указанного адреса;
-
сведения о наличии недостоверных сведений об органах управления организаций;
-
сведения о многократном участии органов управления организаций в других компаниях;
-
сведения о включении организации в реестр субъектов МСП;
-
сведения о публикации сообщений в журнале «Вестник государственной регистрации».
Пользователь через сервис «Прозрачный бизнес» имеет доступ к многим важным сведениям, в том числе из единого государственного реестра юридических лиц, реестра дисквалифицированных лиц; реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; о многократном участии физического лица в организациях; об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами и пр.
Для дополнительной проверки продавца бизнеса следует обратиться еще и к другим сайтам, среди них:
Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП: общие данные об организации, дата регистрации, адрес, ФИО директора и учредителей, уставный капитал, телефоны, коды ОКВЭД, и пр.;
Сервис Росздравнадзора: наличие у организации действующей лицензии;
Информация, относится ли адрес продавца к списку «массовых адресов»;
Декларации о доходах организации, за какой год, наличие долгов свыше 1000 руб., которые взыскиваются службой судебных приставов;
Наличие судебных дел, участие в судебных процессах;
Наличие исполнительных производств, не запущена ли процедура банкротства;
Долги и суммы, взыскиваемые службой судебных приставов;
Идет ли реорганизация, ликвидация организации, возможность исключения из реестра информации о ней из ЕГРЮЛ;
Бухгалтерская отчетность, прибыль, убытки;
Доверенность на представителя «продавца», если он осуществляет переговоры, участвует в продаже, подписывает документы;
Кому принадлежит здание, помещение, где размещается бизнес продавца: это особенно важно, если предметом сделки выступает помещение продавца клиники. Вы сможете узнать границы помещения, площадь, тип здания и пр.;
Эти источники открытые и не требуют предварительного получения каких-либо данных о медицинской организации непосредственно от владельца бизнеса. Затем, после изучения информации, можно перейти уже к этапу проверки документов. Перед ее началом необходимо удостовериться в полномочиях лица, представителя бизнеса, после чего приступить к проверке учредительных документов, активов бизнеса и договоров и пр.
Как правило, на этом этапе заключается соглашение или, как вариант, договор купли-продажи, где определяются сроки проверки документов, условия выхода на сделку и другие вопросы. Необходимость помощи юриста в этом вопросе неоспорима.
Продавцу-владельцу клиники косметологии необходимо быть готовым, что у него запросят множество документов. Их перечень оформляют в список. Предполагается, что документы для проверки должны быть оригинальными, не копиями. Но в отдельных случаях сначала предъявляют оригиналы, потом делают с них копии для ознакомления. А уже в момент смены учредителя передаются оригиналы.
Дата публикации: 20.11.2019
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.