Логичным продолжением предыдущих постов, будет обсуждение осложнений. Одной из важных проблем в комплексном лечении зудящих дерматозов (
, атопический дерматит продолжит тему), остаётся эпителизация эрозивных поражений кожи. Позволим взглянуть на её решение инновационно.
Но, ещё более тягостными выглядят последствия (рис. 1):
При аутоиммунном воспалении и после повреждающих процедур, очаг поражения наполняется иммунными комплексами, медиаторами воспаления и клетками с высокой ферментной активностью, что приводит к увеличению или поддержанию эрозивно-язвенных поражений и сложностью перехода к фазе III – эпителизации.
Изучая биоптаты раневой поверхности, нами была обнаружена высокая концентрация клеток фенотипа CD34+CD45dim. Известно, что эти клетки наиболее часто встречаются в эмбриональном периоде животных и человека. При возникновении повреждения, они сигнализируют экспрессией адгезивных молекул о начале и скорости деления окружающих клеток. Возникла идея – искусственно повышая в ране концентрацию молекул, экспрессируемых клетками CD34+CD45dim, можно стимулировать рост грануляционной ткани (фаза II) и тем самым ускорить заживление (рис. 2).
Рис. 2. Схема стимуляции роста грануляционной ткани (фаза II) для ускорения заживления*
У куриного эмбриона нам удалось выделить клетки CD34+CD45dim и получить супернатант с растворенными в нём адгезивными молекулами (липополисахаридные комплексы до 50 кДа), которые удалось зафиксировать в геле из гидроксиметилцеллюлозы и подвергнуть испытаниям.
Безопасность, апирогенность, отсутствие токсических компонентов подтверждено Протоколом лабораторных испытаний № 374 КХ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Москве и московской области» [Регенераторно-репаративные и антибактериальные свойства Cellgel в эксперименте. Российский иммунологический журнал 2015, 9(2), 44.]
В ходе испытаний при ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, была обнаружена антибактериальная активность сравнимая с цефазолином, гентамицином, канамицином (рис. 3). Происходит это за счет реакции конкурентного ингибирования при синтезе бактериальной стенки. Обеспечивая, таким образом, бактериостатический (не бактерицидный) эффект.
Рис. 3. Антибактериальная активность нового экспериментального средства при сравнении с цефазолином, гентамицином, канамицином.
Выявленная особенность стала основанием для дальнейшего изучения влияния выделенной молекулы на жизнеспособность и процессы апоптоза клеток в чистой культуре. Апоптоз играет важную регулирующую роль в регенерации ткани при заживлении. Если ранний апоптоз не возникает, то из некротизированных клеток продолжают поступать провоспалительные факторы (лизосомальные протеолитические ферменты и метаболиты арахидоновой кислоты), поддерживающие и увеличивающие повреждение ткани. Замедление же процессов позднего апоптоза приводит к замене грануляционной ткани эпителиальной или рубцовой.
Нами были получены данные о дозозависимом влиянии концентрации действующего вещества нового экспериментального средства на процессы раннего и позднего апоптоза в культуре клеток (рис. 4). Исследуемую молекулу экспериментального средства вносили в финальных концентрациях 7,70 и 350 мкМ.
В качестве индуктора апоптоза использовали камптотецин в финальных концентрациях 1 и 0,2 мкМ. Культивирование клеток суспензионных культур THP-1 осуществляли с использованием среды RPMI-1640 с добавлением 10% инактивированной ЭТС, 50 мкг/мл гентамицина и 2 мМ L-глутамина («Биолот», Санкт-Петербург) [Некоторые иммунофизиологические механизмы регенерации ран в условиях применения ранозаживляющего средства Cellgel. Российский иммунологический журнал 2016, 10(19), 289–291]
Рис. 4. Данные о дозозависимом влиянии концентрации действующего вещества нового экспериментального средства на процессы раннего и позднего апоптоза в культуре клеток.
Дополнительно, графики динамики маркеров апоптоза и пролиферации демонстрировали, что экспериментальное средство индуцирует апоптоз в первую фазу раневого процесса. Во вторую и третью фазы раневого процесса индуцирует механизмы физиологической репаративной регенерации (рис. 5).
Рис. 5. Сравнение динамики маркеров апоптоза и пролиферации.
Экспериментальное средство индуцирует апоптоз в I фазу раневого процесса и индуцирует механизмы репаративной регенерации во II и III фазы. [Некоторые иммунофизиологические механизмы регенерации ран в условиях применения ранозаживляющего средства Cellgel. Российский иммунологический журнал 2016, 10(19), 289–29; Подходы к стандартизации метода проточной цитометрии для иммунофенотипирования. Настройка цитометров и подготовка протоколов для анализа // Медицинская иммунология. 2007. Т. 9. № 6. С. 569–574].
Учитывая патогенез раневого процесса, применение нового ранозаживляющего средства показало перспективность применения при наружном лечении дерматозов, требующих скорейшей эпителизации эрозивных и эрозивно-язвенных поражений кожи и слизистых оболочек. Был оформлен Патент РФ на изобретение и организовано производство инновационного ранозаживляющего средства - Cellgel (рис. 6).
Рис. 6. Патент РФ на изобретение инновационного ранозаживляющего средства
Практическое применение для заживления экскориаций при зудящем дерматозе показало быстрое и эффективное заживление эрозий и снижение индекса SCORAD у больного атопическим дерматитом (рис. 7).
Рис. 7. Эффективность заживления эрозий (последствия экскориаций) у больного И., 52 года. Диагноз: Атопический дерматит распространенный, взрослая фаза, тяжелое течение*
Мы продолжим разговор об осложнениях и способах их лечения…
*Фото из личного архива.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.