Редко так бывает, чтобы публикация нормативного акта по времени один в один совпала с информацией о том, как это может отразиться на деловой репутации клиники...
А тут срослось.
Опубликован приказ Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2020 г. № 1203/20 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного надзора в сфере рекламы путем проведения внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе».
В нем, в частности, перечисляются документы, которые ФАС может запросить у организации, в том случае, если есть подозрение, что она нарушает закон о рекламе.
Оставлю этот перечень здесь для тех, кто отвечает за рекламу в клиниках эстетической медицины:
- копии рекламы (образцы, макеты, записи на любых видах носителей, текст рекламы аудио- и видеороликов);
- информация об объемах рекламной кампании (с указанием периодов и средств распространения);
- сетка вещания телепрограмм и радиопрограмм, включая информацию о дате, времени распространения рекламы в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах;
- адресная программа распространения рекламы на рекламных конструкциях;
- копии договоров, платежных поручений и иных документов, на основании которых производилось распространение рекламы;
- копии документов, подтверждающих факты государственной регистрации, прохождения процедуры обязательной сертификации или иного обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, аккредитации, получения лицензии или иных специальных разрешений, на осуществление деятельности или введение в оборот товаров (работ, услуг), если наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя таких документов является обязательным в силу закона;
- информация о порядке, в котором осуществляется распространение рекламы по сетям электросвязи, и при наличии документов, определяющих такой порядок, копии указанных документов;
- информация о порядке, в котором прекращается распространение рекламы по сетям электросвязи в случае отказа граждан от получения рекламы, и при наличии документов, определяющих такой порядок, копии указанных документов;
- информация об используемом оборудовании (аппаратах, устройствах) и программном обеспечении для распространения рекламы по сетям электросвязи;
- информация о способе получения предварительного согласия граждан на распространение рекламы в их адрес по сетям электросвязи;
- копии документов, свидетельствующих о получении согласия гражданина - абонента телефонного номера, на получение рекламы;
- информация и документы, поясняющие и подтверждающие приведенные в рекламе данные;
- документы, устанавливающие правила, порядок и условия оказания финансовых услуг, а также осуществления финансовой деятельности;
- копии типовых договоров (в том числе купли-продажи, кредита и иных договоров);
- запись эфира теле- и радиоканала;
- сведения о руководстве юридического лица, индивидуального предпринимателя (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, контактные телефоны, приказы о назначении должностных лиц и другие документы), подтверждающие полномочия соответствующего лица;
- документы, устанавливающие правила, порядок и условия продажи товаров и проведения мероприятий (акций), которые рекламировались;
- информация о рекламодателе, рекламораспространителе, рекламопроизводителе (их посредниках) рекламы: наименование, ОГРН или ОГРНИП, контактный телефон;
- письменные объяснения по существу содержания рекламы и обстоятельств ее распространения.
Список впечатляющий, не правда ли? Может, стоит проверить своих рекламщиков, а имеют ли они пакет документов, подтверждающих соответствие закону о рекламе, на каждый рекламный продукт, который выходит из-под их шустрого пера (мышки, стилуса или кисти).
Но некоторые из перечисленных документов ФАС может у медицинской организации не запрашивать, а самостоятельно проверить через межведомственное взаимодействие с другими информационными ресурсами.
Весь перечень не привожу, беру только то, что непосредственно касается оказания медицинских услуг:
- Министерство здравоохранения Российской Федерации;
-
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
-
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
-
А полный перечень – это пятьдесят информационных ресурсов, которые обмениваются друг с другом данными, в том числе и в автоматическом режиме.
А теперь к конкретному случаю:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области обнаружило, что в рекламе ООО «Частная врачебная практика» говорится о пластических операциях, которые совершаются «лучшими врачами» города.
Слово «лучшие» не подтверждается какой-то объективной информацией. На основании чего они лучшие? Победили в конкурсе? Получили премию? Выбраны голосованием потребителей города? Или пиар-менеджер сам решил, что все, до чего он касается, в обязательном порядке становится лучшим, уникальным и эффективным. Учите его разговорному языку, пусть обогащает свой лексикон. Скажите ему в приватной беседе, что в русском языке только Большим академическим словарем зафиксировано 131 257 слов.
А теперь про операции в стационаре.
Как известно, порядком оказания медицинской помощи по пластической хирургии, утвержденным приказом Минздрава России от 31.05.2018 N 298н запрещены какие-либо манипуляции кроме консультаций и перевязок в амбулаторных условиях. Все остальное – добро пожаловать в стационар.
Клиники, в соответствии с приказом Минздрава от 30.12.2014 N 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обязаны данные лицензии публиковать на сайте (в формате отсканированного документа).
ООО «Частная врачебная практика» лицензию на сайте не опубликовало. А вот информацию о проводимых операциях напротив распространяла широко, в том числе и в социальных сетях.
ФАС не составило труда проверить через Единый реестр лицензий (три клика), расположенный на сайте Росздравнадзора, что стационарная помощь по пластической хирургии не входит в перечень разрешенных обществу с ограниченной ответственностью видов медицинской деятельности.
Ну и итог: Федеральная антимонопольная служба по Челябинской области сочла, что подобная реклама вводит потребителей в заблуждение. Размер штрафа для компании составил 100 тысяч рублей, для ее должностного лица - 12 тысяч рублей.
Свезло, как говорил Шарик в «Собачьем сердце». Вилка штрафа (статья 14.2 КоАП) на юридическое лицо – от ста до пятисот тысяч рублей!
А теперь клиникой займется и Росздравнадзор по Челябинской области.
Дата публикации: 21.12.2020
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.