Ваш город:
Москва

Красота «самовывозом»

Стать автором блога
В последнее время в своих письмах врачи-косметологи часто обращаются к ситуациям в клинике, когда пациенты либо привозят с собой препараты из-за границы, либо покупают самостоятельно в России и требуют, чтобы в клинике им сделали инъекцию, поясняя, что так – дешевле...

Первыми с этим столкнулись врачи, которые занимаются ботулинотерапией. Поскольку препараты входят в утвержденный Правительство РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), то они действительно есть в аптеке, и цена их действительно выгодно отличается от коммерческой (пересчитывать на единицы наши пациенты быстро научились :)).

Такая информация моментально доходит до всех, кто хотел бы сэкономить на красоте и, как говорили ранее в комбинатах бытового обслуживания, получить услугу «из материала заказчика».

И вот потянулись пациенты со своими флакончиками, ставя врача в странную ситуацию, когда непонятно: можно или нельзя, опасно или безопасно, и наконец, выгодно или невыгодно.

С одной стороны - опыт российских больниц, куда каждый приходил со своими лекарствами, а то и шприцами и спиртом, не выветришь сразу из головы потребителя. С другой – можно ли быть уверенным в том, что этот препарат не фальсифицированный, не контрафактный, доброкачественный, хранился при нужной температуре и т.д.

И потом, куда девать остатки? Отдавать пациентке на хранение или утилизировать с ее разрешения. А если она, и того хлеще, пришла с открытым флаконом?

И вообще, где она его взяла, ведь в аптеке ей не должны были продать препарат просто так. Мы, кстати, уже об этом писали.


Итак, начнем по порядку.


Пациент привез с собой некий препарат ботулотоксина из-за границы и предлагает врачу-косметологу сделать инъекцию. Врач имеет право отказать. И у него на это есть аргументы.

Если название препарата врачу незнакомо, то есть на территории России он такого в официальных перечнях не встречал, он отказывает на основании Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 30.06.2015) "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения": медицинским работникам запрещается назначать препараты при отсутствии медицинских показаний и на лекарственные препараты, не зарегистрированные на территории Российской Федерации.

Другой вариант – пациент привез из-за границы препарат ботулотоксина, зарегистрированный в Российской Федерации. Но на флаконе стоит номер серии, которая не ввозилась в Россию и не внесена в реестр Росздравнадзора
 
Следовательно, врач не может использовать препарат, поскольку эта серия в Россию не ввозилась официально. И в медицинскую карту номер серии он тоже внести не может, чтобы потом не было лишних вопросов у проверяющих – откуда препарат?

А если препарат зарегистрирован в России, и в реестре Росздравнадзора есть номер серии, который обозначен и на флаконе, может ли врач применить этот препарат?

И опять возникает вопрос: а как пациент его купил? Ведь согласно алфавитному Перечню действующих веществ с указанием категорий отпуска лекарственных препаратов с учетом классификации АХТ (Анатомо-терапевтическо-химическая классификация), ботулинический токсин относится к Перечню 1, то есть, этот препарат отпускается только по рецептам и используется «…при состояниях, требующих краткосрочного применения и (или) непрерывного медицинского наблюдения как вследствие потенциальных нежелательных реакций, так и в целях контроля эффективности терапии».

Откуда такая информация? Из рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 декабря 2015 г. N 30 «Правила отнесения лекарственных препаратов с учетом действующих веществ, входящих в их состав, к категориям лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту».

Индустрия красоты – дело тонкое, врач-косметолог отвечает не только за отсутствие нежелательных явлений, но и за результат, в том числе, и эстетический. И брать на себя ответственность за инъекцию, которая сделана непонятно откуда взятым препаратом, ему, естественно, не хочется.

Поэтому есть несколько вариантов


...предупреждения пациентов о том, что услуги инъекционной косметологии выполняются только препаратами, которые клиника приобретает у официальных дистрибьюторов со всеми сопроводительными документами:

  1. Вынести информацию в Правила оказания платных медицинских услуг, которые должны находиться в Уголке потребителя.
  2. Ввести информацию отдельным пунктом в договор на оказание платных медицинских услуг.
  3. Выполнить оба вышеназванных действия.
В том случае, если врач решил все-таки сделать инъекцию препаратом, который в кармашке принес пациент, стоит дать ему (пациенту) на подпись особое информированное согласие, в котором будет указано, что медицинская организация не несет ответственности за побочные действия и нежелательные явления, напрямую связанные с качеством препарата.

И пациент должен понимать, что любое отклонение от предсказуемого результата может быть связано с тем, что он взял на себя приобретение и доставку лекарственного средства. Как следствие, пациент не будет иметь претензий к медицинской организации, которая оказала ему услугу.
Москвичева Елена Васильевна

МОСКВИЧЕВА Елена Васильевна

Эксперт И последнее. Наверняка в практике клиник может возникнуть и такая ситуация: пациент принес препарат, врач сделал инъекцию, а в кассу организации деньги не поступили…

Для того, чтобы предотвратить подобное, стоит в должностной инструкции врача-косметолога прописать, имеет ли он право применять в клинике препараты, которые принес клиент.

Если право имеет, то каким образом оформляется и сколько стоит такая услуга, а в договоре с пациентом на оказание медицинской услуги также прописать: можно или нельзя, и кто несет ответственность в том случае, если можно.

Если в клинике использование препаратов, купленных пациентом, прямо запрещено, и это прописано в локальных актах, то ответственность за нарушение возлагается на врача.

Если не прописано – расплачиваться за последствия будет клиника, как юридическое лицо. Впрочем, юридическое лицо в любом случае будет нести ответственность, но если нет внутренних документов, то разделить эту неприятную ношу с врачом и пациентом уже не получится.
Поделиться:
Дата публикации: 10 января `17
Похожие статьи

Профессиональный стандарт врача-пластического хирурга. Пока проект

Документ опубликован на сайте ОПРЭХ и – в свете последних событий – представляет практический интерес.
27 июля `18 17645

Еще раз про аккредитацию

Осталось шесть месяцев до 2021 года. И мы все еще ждем документа, который определит, как входить в аккредитацию...
6 июля `20 10759

Чему научились наши пациенты, и чем это грозит клиникам косметологии

Пациент наш с каждым днем все больше знает о своих правах и активно учится ими пользоваться... Плохо это или хорошо?
15 июня `17 19073

Все кончилось раньше, чем…

История Алены Верди - возможно ли повторение ситуации с лже-хирургом?
22 июня `20 10679
Комментарии Нет комментариев
Здесь пока нет комментариев. Оставьте свой комментарий первым!
 

 

Авторизуйтесь или , чтобы оставить комментарий.

 

 
Информационный ресурс www.estetic-gid.ru не является СМИ. Права на материалы сайта принадлежат их владельцам. Вся информация, размещаемая на сайте www.estetic-gid.ru, охраняется в соответствии с законами РФ. Воспроизведение, распространение, переработка информации разрешена только с письменного согласия администрации. Вся представленная на сайте информация носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. По всем медицинским вопросам необходимо обращаться к специалистам. Лечение, применение лекарственных или косметических средств без консультации специалиста может нанести вред вашему здоровью. Информация, размещенная на сайте, могла быть получена из открытых источников и ответственность за её достоверность администрация сайта www.estetic-gid.ru не несёт. Отзывы являются оценочными суждениями их авторов и не имеют отношения к администрации сайта. Ответственность за достоверность отзыва несёт его автор. Все вопросы и предложения о сотрудничестве и работе портала Вы можете отправлять на электронный адрес info@estetic-gid.ru или по номеру телефона 8 (800) 222-48-64
Войдите или зарегистрируйтесь!
Подписка на рассылку

Хотите быть в курсе последних событий?

ЗАКРЫТЬ