Профессия врача-косметолога предполагает работу в условиях «коммерческого» бизнеса. Ведь услуги оказываются гражданам на платной основе. По этой же причине у современных врачей-косметологов наблюдается и много проблем.
Речь идет не о требованиях к образованию. Как раз здесь все поставлено на поток: около тысячи дипломированных специалистов эстетической медицины ежегодно выпускаются из стен образовательных медицинских учреждений и центров в России.
Постоянно, на каждом мероприятии, при аудите организационных и бизнес-процессов, поддержке в продвижении эстетического бизнеса и врачей я убеждаюсь, что появилась мощная реальная конкуренция. Еще недавно она была только между клиниками. Сегодня и в будущем – среди врачей. Уже есть тенденция к скрытому соперничеству экспертов, супер-профессионалов, лидеров мнений.
А главная проблема врачей-косметологов, начиная с 2010 года, – мотивация в профессии. Она предполагает у них желание зарабатывать. И на этом фоне часто нет ответа, что они готовы лично сделать для профессионального роста и успеха, насколько понимают, что работая врачом-косметологом сейчас, на пороге 2020 года, они должны развиваться дальше и быть готовыми к любым переменам.
Где клиника ищет врачей-косметологов
Руководители эстетических клиник и салонов красоты с медицинской лицензией сетуют, что подолгу не могут найти нужного врача. Есть несколько путей поиска медицинского персонала для эстетического бизнеса. Один из них – когда специалист и руководитель встречаются на мероприятиях, проводимых в сфере косметологии. Другой – через соцсети: кадровики или тот, кто занимается поиском специалистов в клинику «гуляют» по Фейсбуку и Инстаграму, изучая аккаунты врачей. Третий – сайты по поиску персонала.
Существует еще один способ, довольно оригинальный: через рекрутинговое агентство. На нем остановлюсь подробнее. По сложившейся практике, агентство назначает гонорар за такой поиск в 12-18% от размера планируемой заработной платы врача за год. Заключается договор, потом проводятся оплата и поиск. После того как руководство утвердило кандидата от агентства на должность, у клиники есть два-три месяца испытательного срока. Если выясняется, что новый врач-косметолог не подходит для медучреждения, агентство предлагает еще одного, и так несколько кандидатов поочередно. Возврат уплаченных средств не предусмотрен. Насколько эффективно такое сотрудничество – решать тем, кто платит.
Как клиника выбирает специалистов
Существует несколько принципов подбора на работу врачей в эстетические клиники. Первый, когда ищут врачей без значительного опыта работы. Руководство клиники считает, что такие косметологи «гибкие», легче усваивают требования и без «короны» на голове. Второй вариант: подбирают специалистов только с базой пациентов, и готовы платить таким врачам более высокий процент от оказанных услуг. Учредители и главный врач с тихим трепетом относятся к таким косметологам, стараются учитывать все их пожелания. Ведь иначе врач покинет заведение, а с ним уйдут его пациенты. Также есть вариант, когда в одной эстетической клинике уживаются начинающие врачи и состоявшиеся (с базой пациентов).
Примечательно, но часто представитель клиники, проводя собеседование с опытным врачом, у которого многолетний стаж в косметологии, слышит от него: «Мои пациенты сюда не поедут... Я не увожу пациентов... Зачем вам мои пациенты...» и т.д. Удивленный каждый раз подобным ответам руководительзамечает, что «...они уйдут от вас к другому врачу, а тогда в чем же ваш профессионализм»?
Как правило, врач начинает мяться, обещает подумать, и на этом происходит расставание. Выводы однозначны: или пациентов нет, что говорит о квалификации врача, или, в нарушение законодательства, он арендовал кабинет либо работал на дому.
Чего хотят врачи
Из моей практики в подборе и оценки врачей-косметологов, отмечается стабильная последовательность запросов при принятии ими решения о трудоустройстве. Если спросить любого врача-косметолога о главных требованиях к выбираемой клинике, то первым делом звучат требования к оснащению. Затем – условия и график работы. Но главное для всех – наличие первичных пациентов. То есть клиника должна «обеспечивать поток».
И вот тут начинается самое интересное. Можно сказать, что многие сегодняшние врачи-косметологи практически не изменились: учатся, осваивают новые методики и препараты, посещают семинары, конгрессы, симпозиумы. При этом все отмечают падение покупательского спроса, сокращение визитов и видов процедур, которые могут позволить себе пациенты, новые почему-то не задерживаются. И начинаются упреки к руководству в неэффективности рекламы и маркетинговой стратегии, обвинения в некомпетенции.
На замечание о том, что нужно стремиться – в условиях жесткой конкуренции – быть востребованным специалистом, которого передают по «сарафанному радио», а не зависеть от клиники, часто звучит ответ, что клиника обязана обеспечивать пациентами. А как же быть с тем, что пациент выбирает не клинику, а врача?! Почему вам не доверяют знакомые, подписчики в соцсетях, окружающие родственники и друзья не рекомендуют?! Кто за это в ответе?!
Что не учитывают косметологи
Косметология – это волшебство. Именно так чаще всего характеризуют происходящее преображение пациенты. На своих семинарах и тренингах я объясняю специалистам по эстетической медицине, что пациенты, как и время, сегодня другие. Одной только улыбкой их не проймешь. Мир пациента – это мир многих, соединенных воедино, условий и условностей! Для пациентов важно, как выглядит его врач, причем в любом возрасте. Они обращают внимание на лицо, волосы, макияж, жесты, манеры, голос.В основе выбора пациентами конкретного врача лежит система ценностей. Если понять, какие ценности у пациентов, врач узнает, чем продиктованы потребности каждого и какие интересы важны в настоящий момент.
А как врачу-косметологу выстроить мост взаимопонимания? Пациентам сегодня недостаточно, что косметолог образован, «прошел» много семинаров, «хорошо колет и знает аппараты». Пациенты хотят видеть эрудированных и содержательных врачей, умеющих общаться, способных донести свою профессиональную компетенцию. Поэтому если врач пренебрегает обучением в сфере эффективных технологий общения, продаж, умению позиционировать свои профессиональные достижения через соцсети – он не сможет раскрыть себя как личность и как специалист высокого уровня.
Важным к сказанному добавлю: врачи-косметологи должны понимать, что в настоящем и будущем клиника является самой эффективной площадкой, где происходит личный контакт между врачом и пациентом. Все источники информации и коммуникации, где косметолог подтверждал свою компетенцию – реализуются здесь. Вместе с клиникой врач-косметолог – ВРАЧ-КОСМЕТОЛОГ!
Шаг в будущее
Проблемы эффективной коммуникации с пациентами и формированием личной базы пациентов есть далеко не у всех специалистов. Но если испытывается недостаток пациентов, они не возвращаются – врачу нужно искать причину в себе. Хождение из клиники в клинику в поисках лучшего «доходного места» закончилось. Давно уже нет ситуации, когда днем с огнем невозможно было найти специалистов с правильными документами, системно разбирающихся в методиках, с «поставленными руками». Сегодня количество дипломированных косметологов увеличивается из года в год. Просвещенность и грамотность пациентов растет. Терпение у честных косметологов, работающих в клиниках и сообщества руководителей, заканчивается. Они не намерены терпеть недобросовестную конкуренцию со стороны «надомников» и тех, кто работает на оборудовании без регистрационных удостоверений, контрабандными препаратами.
Успешными врачами-косметологами станут те, кто осознает, что эстетическая клиника – сложный многозадачный бизнес, она не «нефтяная труба». Клиника не в состоянии обучить всех врачей коммерческой медицины умению жить в переменчивом мире. Это как естественный отбор: выживает сильнейший. Решение быть востребованным в эстетической медицине каждый принимает самостоятельно. Профессия «Врач-косметолог» в настоящее время начинает жить по-новому.
Время перемен настало! Желаю успеха в 2020 году!
Дата публикации: 19.12.2019
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.