Когда все имеет значение...
Подозревая кого-то в неискренности, мы ищем доказательства — о, даже «уши горят»! Про себя отмечаем, что у нас самих от такой лжи «уши сворачиваются в трубочку». Тем не менее, и сами грешим «навешиванием лапши на уши». «Дым из ушей» — описываем работу на пределе возможностей. Распространителя сплетен называем «наушником», однако и сами порой не прочь кому-то «нашептать в ушко» самое сокровенное. И тут уже окружающим надо держать «ушки на макушке».
Какое количество крылатых выражений связано с ушами! Очевидно, что они занимают не самое последнее место в восприятии лица и человека в целом. Околоушная зона и непосредственно уши являются той частью лица, которая привлекает к себе внимание, хотя она зачастую скрыта от глаз.
С древних времен, независимо от пола, возраста и национальности, люди уделяли много внимания эстетике ушных раковин. Так, в традиции африканских племен, существующих и поныне, входит обильное украшение ушей, причем характер украшений дает много невербальной информации об их обладателе (рис. 1).
Рис. 1. Традиционное украшение ушей в африканской культуре
Культура и образ жизни разных народов, безусловно, отличаются, но неизменным остается стремление к красоте и желание подчеркнуть свою индивидуальность, обозначить социальный статус. Ушная раковина, мочка уха, а порой, и околоушная область являются местом для ювелирных украшений, символических предметов (рис. 2).
Рис. 2. Эпатажные украшения, принятые в молодежных субкультурах, отразились и на подиумных тенденциях
Возникает справедливый вопрос — почему? Ответ на этот, как, впрочем, и на многие другие вопросы поведения человека, следует искать в области биологии. Вспомним, как теребит ушко или сережку девушка, стараясь, зачастую бессознательно, привлечь внимание молодого человека. Уши являются у человека одной из эрогенных зон, и попытка привлечь к ним внимание говорит о том, что мы готовы впустить кого-то в свое личное пространство.
С другой стороны, внешний вид человека, а в особенности его лица, служит важнейшим маркером биологического возраста, который предельно внимательно оценивается при выборе полового партнера, установлении социальных отношений, выстраивании иерархии. И околоушная область вносит в эту картину свои штрихи.
Вот почему так важно задумываться не только об эстетике лица, рук, «красе ногтей», но и о состоянии кожи ушной области. Морщины и складки на коже предушной области, складки на мочке ушей, ее атония — на все это у себя мы не обращаем внимания, но для глаз окружающих любые приметы времени имеют большое значение.
Итак, вопрос о том, надо ли заниматься эстетикой зоны ушей, следует решать исключительно положительно. Для успешного проведения косметологической коррекции необходимо уточнить некоторые анатомические аспекты.
Структурные элементы ушной зоны
Анатомические элементы уха представлены на рис. 3. Ушная раковина представляет собой покрытый тонкой кожей гибкий эластичный хрящ, образующий характерные гребни и выступы. Свободный край ушной раковины, загибаясь, образует завиток. Кожа в области ушной раковины очень тонкая. Мочка уха не содержит хрящевую ткань, представлена кожей и жировой клетчаткой. В коже мочки уха достаточно велика плотность тактильных рецепторов.
Рис. 3. Анатомические элементы уха
Кожные мышцы ушной раковины функционального значения не имеют и являются рудиментарными. А вот животным они помогают направить ухо в сторону распространения звуков. Кожа заушной области практически лишена жирового слоя, однако ее состояние скрыто от глаз и... ультрафиолетовых лучей, поэтому кожу именно этой зоны изучают в качестве примера исключительно хронологического старения.
Для предушной зоны характерны достаточно тонкая кожа и слабо выраженный подкожный жировой слой. Надо отметить, что ухо имеет прочную фиксацию к височной кости с участием
целой системой фиброзных волокон надхрящницы, местами собранных в тяжи — связки (ligamentum auriculae anterius, posterius et superius). Ушная раковина, околоушная область, включая глубокую жировую клетчатку, относятся к зонам лица, не подверженным возрастному гравитационному птозу (рис. 4) [1, 2].
Если провести три вертикальные линии, проходящие через (а) внутренний угол глаза, крыло носа; (b) наружный край скуловой кости, угол нижней челюсти; (с) через козелок, то условно лицо можно разделить на 3 зоны, из которых наиболее подверженной возрастным изменениям в виде гравитационного птоза является средняя. Латеральная зона, где и находится околоушная область, относится к малосмещаемым участкам лица.
Какие же возрастные изменения характерны для этой достаточно деликатной области?
Рис. 4. Различные по степени смещаемости зоны лица: разметка лица по Besins [1]
Возрастные изменения ушной зоны
Прежде всего, возрастные изменения связаны с изменением качества кожи, со снижением ее тонуса и эластичности, дегидратацией в процессе хронологического и фотоиндуцированного старения [2–8]. Актинический эластоз, деградация коллагеновых волокон, изменения в количестве и структуре гликозаминогликанов — все эти метаморфозы внеклеточного матрикса дермы являются морфологическим субстратом морщин, складок и грубого рисунка кожи. За счет постепенной возрастной атрофии жировой ткани мочка уха теряет объем, деформируется и удлиняется, а сама ушная раковина истончается (рис. 5, 6).
Рис. 5. Клиническая картина ушной зоны с возрастом меняется
Рис. 6. Возрастные изменения ушной зоны: дочь 55 лет, мать 80 лет
Анализируя возрастные изменения зоны ушей, мы можем выделить основные проблемы, подлежащие косметологической коррекции:
- снижение тонуса и эластичности кожи, дегидратация;
-
тонкие морщины и складки предушной области (очень редко — заушной);
-
потеря объема мягких тканей в предушной области;
-
атрофия, деформация и удлинение мочки уха.
Методы коррекции возрастных изменений
Среди методов косметологической коррекции, направленных на повышение тонуса и эластичности кожи, ее глубокое увлажнение, следует, прежде всего, отметить биоревитализацию с использованием препаратов на основе нестабилизированной высокомолекулярной гиалуроновой кислоты и мезотерапию.
Для улучшения микрорельефа кожи, уменьшения степени выраженности морщин показаны стимулирующие процедуры (фракционный фототермолиз, химические пилинги). Коррекцию морщин и складок, восполнение утраченного с возрастом объема мягких тканей, в том числе предушной области и мочки уха, осуществляют с помощью инъекционной пластики.
Коррекция складок предушной области чаще всего проводится с помощью филлеров на основе стабилизированной гиалуроновой кислоты. Поскольку кожа и подкожная клетчатка в данной области достаточно тонкие, выбор следует останавливать на пластичных, легко моделирующихся филлерах (Belotero Soft, Belotero Basic, Regenyal Idea, Juviderm Ultra 2), использование которых не связано с риском контурирования.
Вопрос о выборе инструмента для инъекций — иглы или канюли — в данном случае решается в пользу иглы, так как успешная коррекция требует использования различных способов введения филлера. Кроме того, глубина инъекций при коррекции тонких морщин ограничивается именно дермой (интрадермальные инъекции), при коррекции складок филлер может вводиться как интрадермально, так и подкожно (рис. 7).
Рис. 7. Глубина введения филлеров на основе гиалуроновой кислоты
Возможная техника инъекций: микропунктурная («точка за точкой»), микропапульная, микропирамидальная, линейная, в том числе в армирующем варианте (рис. 8, 9). Для восполнения объема и коррекции складок используется микропирамидальная техника. Инъекция проводится иглой для мезотерапии длиной 4 мм (30G или 32G), игла вводится перпендикулярно поверхности кожи, и небольшое количество препарата инъецируется при выведении иглы, причем в прогрессивно уменьшающемся количестве. За один вкол вводится 0,02–0,05 мл филлера.
При использовании линейной техники предпочтительным является ее антероградный вариант, позволяющий снизить риск развития гематом за счет «гидродиссекции» тканей и получить лучший результат с точки зрения эстетики.
Для укрепления и наполнения мочки уха используется как линейная, так и веерная техника, а также «техника клюшки»: при введении препарата игла разворачивается, и ее траектория повторяет контур мочки (рис. 8). Филлер вводится на заднем ходе иглы в объеме 0,1–0,2 мл. Уровень введения — жировая клетчатка.
Рис. 8. Техника инъекций при коррекции околоушной зоны: мультипунктурная («точка за точкой»), микропапульная, микропирамидальная, линейная
Рис. 9. Введение филера на основе ГК
Коррекция ушной зоны проводится с использованием минимального количества препарата: для проведения инъекционной пластики всей зоны, включая мочки ушей, требуется не более 1 мл филлера на основе гиалуроновой кислоты. Для укрепления мочки уха, коррекции складок в предушной области можно использовать препарат на основе гидроксиапатита кальция, который вводится строго подкожно в объеме, не превышающем 0,3 мл.
Проведение инъекционной пластики позволяет гармонизировать пропорции уха за счет наполнения мочки, а также разгладить и наполнить кожу околоушной области (рис. 10). Проводя коррекцию данной зоны у наших пациентов, мы отмечаем их высокую удовлетворенность результатом и приверженность предложенной терапии, хотя такие процедуры пока нельзя назвать распространенными. В связи с низкой подвижностью зоны результат инъекционной пластики филлерами на основе стабилизированной гиалуроновой кислоты сохраняется достаточно долго — до 1–2 лет.
Безусловно, наиболее выразительный результат достигается при назначении комбинированной коррекции с использованием разных методов. Инъекционная пластика ушной зоны проводится с учетом общей картины лица, и, по нашему мнению, представляет собой важный элемент эстетических геропротекторных программ. При работе с возрастными пациентами не бывает мелочей.
Как сказал Ф. Ницше: «голос красоты звучит тихо, он проникает только в самые чуткие уши». И они должны быть красивыми!
Рис.10. Пациентка до и после коррекции ушной зоны
ЛИТЕРАТУРА:
1. Besins T. The «R.A.R.E.» technique (reverse and repositioning eff ect). Aesth Plast Surg. 2004; 28: 127–142.
2. Kaminer M., Arudt K., Dover J., Rohrer T., Zachary C. Atlas of cosmetic surgery. 2009.
3. West M.D. The cellular and molecular biology of skin aging. Arch Dermatol. 1994; 130, 1: 87–95.
4. Talwar H.S., Grifths C.E., Fisher G.J. et al. Reduced type I and type III procollagens in photodamaged adult human skin. J Invest Dermatol. 1995; 105, 2: 285–290.
5. Fisher G.J., Wang Z.Q. et al. Pathophysiology of premature skin aging induced by UV light. N Engl J Med. 1997; 337, 20: 1419–1428.
6. Glogau R.G. Physiologic and structural changes associated with aging skin. Dermatol Clin. 1997; 15, 4: 555–559.
7. Pessa J. An algorithm of facial aging. Plast Reconstr Surg. 2000; 106, 2: 479–488.
8. Watson R.E., Grifths C.E. Pathogenic aspects of cutaneus photoaging.
J Cosmet Dermatol. 2005; 4, 4: 230–236.
Источник: Инъекционные методы в косметологии № 1-2013
Дата публикации: 26.05.2020
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.